Некоторые итоги телекоммуникационной конференции студентов
и молодых ученых «Молодежь и наука-97»

 

Об особенностях проведения телеконференции

 

Время представления и обсуждения докладов на телеконференции было максимально увеличено из-за большого количества докладов и с учетом перегрузки внутренней сети МИФИ, а также из-за невысокой скорости внешней связи, где пока отсутствуют оптоволоконные кабели. Приходилось учитывать работу более 600 компьютеров в информационно-вычислительной сети МИФИ-INTERNET, включая 185 компьютеров в 4 корпусах студенческого городка с 400 пользователями, соединенных с институтом телефонными каналами.

Доклады и студенческие предложения были доступны в сети с 10.12.97 по 23.01.98, в этот же период принимались вопросы и ответы по дискуссии. На Рождественские каникулы с 31.12.97 по 10.01.98 прерывалось лишь обновление страницы «Дискуссии».

Каждый участник по результатам дискуссии и на основе обзора докладов мог дополнить или видоизменить свои материалы, послав новую версию практически до конца 1997г. Операторы сайта конференции формировали файлы в сборники научных трудов до 30.12.97.

Дискуссия по докладам шла как через страницу, так и напрямую между авторами, что повлияло на полноту материалов на странице «Дискуссия».

За доступность всей информации и простоту диалогового режима пришлось заплатить невысокой скоростью обмена, что усложнило работу организаторов конференции., поэтому и была максимально продлена дискуссия.

 

Многонаправленность и широта тематики конференции.

 

Поскольку молодежная телеконференция проводилась в рамках Научной сессии МИФИ-98, ее тематику характеризовала многона-правленность, определяемая критическими технологиями федерального уровня и широким профилем МИФИ.

Впервые доклады были представлены по 14 секциям, поэтому распределение материалов по ним и их обсуждение оказалось непростой задачей. Выручили опять доступность докладов и большое время для дискуссии.

По отзывам председателей секций, несмотря на известные трудности и беды, остается высоким уровень молодежной науки в ведущих технических университетах России, представленных на конференции.

На основе анализа материалов конференции можно отметить, что методика обучения в МИФИ, основанная на симбиозе технического и университетского образования, выдержала испытания на мобильность, связанные с необходимостью концентрации усилий в новых направлениях, определяемых федеральной и отраслевыми программами.

Все это оставляет стране шанс при соответствующей поддержке высшей школы, опираясь на отечественный опыт, остаться в числе лидеров мирового технического прогресса, хотя бы по нескольким направлениям.

 

Практическая направленность конференции

(наука - народному хозяйству)

 

Половина докладов отражает результаты проектирования реальной аппаратуры, изделий, технологических процессов, часть из них непосредственно связана с промышленными системами и технологиями.

Направленность докладов, представленных нашими коллегами из Пензы, Воронежа, Томска, Таганрога и филиалов МИФИ в регионах России, как правило, связана с практическим применением научных разработок в конкретных областях народного хозяйства.

Широко представлены новые и новейшие технологии от компьютерных, включая защиту информации, до промышленных. Например, вызывает уважение и большой интерес серия работ, выполненных школьниками на базе лицея 1511 при МИФИ по проекту кафедры 21 «Синтез BN-фуллеренов». Технологии взрывного прессования и ударно-волновой активации, представленные ПГТУ (г.Пенза), дополняют электроимпульсные технологии, традиционно разрабатываемые в МИФИ.

Существенно продвинулись по сравнению с конференцией «Студенческая научная осень-94» исследования в области биофизики, медицинской физики и техники, экологии и экономики. Это же можно сказать о работе секции «Студенческие идеи, проекты и предложения», которую курировал Центр студенческих инициатив (ЦСИ) технопарка МИФИ.

 

Заключение

 

Проведя телеконференцию, мы только слегка приоткрыли дверцу в чудесную страну INTERNET с населением численностью более 70 миллионов, имеющим возможность получать сведения практически «обо всем», что создано человеком на нашей Земле.

К сожалению, нарастающий научно-технический потенциал информационной цивилизации, в которую уже вступили многие страны, не стал достоянием массового сознания россиян. Многие еще не уяснили новую особую роль знаний и информации в производстве материальных благ и во всех других видах человеческой деятельности Отсюда все наши беды.

Возрождение российской науки невозможно без вузовской ее части, где есть опора на молодежь и возможность растить молодые таланты.

 

Шеф-профессор

научно-исследовательской работы

студентов МИФИ, профессор                                                                                                                                                                Ю.А. Попов.